Журнал "Play", № 9, 2001. Автор - Дмитрий Лилеев.
Перепечатано Владимиром Костицыным.


ВАЛЕРИЯ, "ГЛАЗА ЦВЕТА НЕБА"

Говорят, популярному артисту отпущен срок максимум в пять лет. Если "пятилетка" преодолена - речь уже идет о чем-то большем, чем "просто попса". Валерия с успехом преодолела уже десятилетний рубеж своей творческой деятельности, и сегодня - на пике популярности. Ее последние техно-хиты "Рига - Москва", "Не обижай меня", "Метелица", "Ты где-то там" невозможно не услышать - они звучат буквально на всех радиостанциях, а видеоклипы надолго прописались в ротации всех телевизионных каналов. Так что же здесь удивительного? Ну, популярная артистка, таких много.

Удивительной, особенно для отечественной эстрады, является высота творческой планки, которую сама себе поставила Валерия. С первых же альбомов (а это, вспомните, был альбом русских романсов в современной обработке и международный проект "Taiga Symphony") на русского, а тогда еще - советского, слушателя повеяло каким-то нездешним профессионализмом и редким наплевательством на законы отечественной поп-музыки. Законы эти давно стали притчей во языцех, не смеется над ними только ленивый, однако и учитывать их приходится всем без исключения - иначе не будет ни славы, ни денег. Валерия оказалась счастливым исключением. За более чем десятилетний период ее творческая планка ни разу не опускалась - на зависть многих из нашего славного племени поющих женщин.

Не все ее работы заслужили всенародную любовь, не все из них равнозначны, но все достойны, как минимум, уважения. Валерия удивительно интеллигентна - что в жизни, что в творчестве. В разговоре она так искренне смущается, произнося название понравившегося ей "фильма с неприличным названием "Сука-любовь", что невольно веришь. Даже если это игра - играет она очень искренне. Для женщины это - то же, что говорить правду.

Естественно, первый вопрос Валерии - о том, как ей удается удержаться на столь опасной высоте профессионализма и качества музыки. "Вы знаете... - задумывается Валерия и бросает взгляд на своего продюсера (он же муж) Александра Шульгина, который сидит рядом за столом. - Когда-то мы встретились с Сашей. Встретились два совершенно разных человека, которые выросли на разной музыке, которые жили разными жизнями. И то, что нас объединило, - это, наверное, представление о жизни, какие-то установки, какие-то принципы... Что каждый человек должен делать свое дело честно, бескомпромиссно. Вместе у нас выработался свой собственный стиль. Возможно, я во многом на Сашу повлияла, я его в чем-то изменила... - Саша во время этих слов старается делать равнодушное лицо. - Наверное, у каждого была установка внутренняя. Слава Богу, мы нашли друг друга. Не просто как семейная пара... Мы - единая творческая единица. Единое целое".

Если не считать прошлогоднего альбома ремиксов и сборника "The Best", последний "номерной" альбом Валерии вышел в 1997 году. Столь долгое молчание не прошло для нее даром - первая же новая песня "Ты где-то там" мгновенно попала в обойму хитов. Сделана она, кстати, была с редким для русской музыки знанием законов современного популярного жанра, испытавшего сильнейшее влияние клубного техно. Дальше последовали уже упомянутые другие композиции в том же ключе. Каждая из них с завидным постоянством становилась хитом. Наряду с новыми вещами, все эти техно-хиты войдут в новый альбом Валерии "Глаза цвета неба", который вот-вот появится на прилавках. Прослушав рабочий вариант альбома, невольно отмечаешь качественную и, видимо, очень долгую и кропотливую работу - каждая песня отточена и выверена, ни одного лишнего звука, ни одной лишней ноты, все на своем месте. "У нас вообще работа идет достаточно долго, - комментирует мои комплименты по поводу альбома Валерия. - Мы придирчивы сами к себе. Иной раз бывает так, что по сто раз переделываешь. Кажется, уже все хорошо, все замечательно, слушаем опять - что-то не то. Мы много раз перепроверяем все, и уже потому процесс записи - не очень быстрый. Бывали случаи, когда на песню уже снят видеоклип и... тут мы понимаем; аранжировка-то не та, которую нам хотелось бы! Можете себе представить? Тогда уже переделывалась вся песня, переделывалась аранжировка, естественно, перепевался вокал, потом переснимались фрагменты клипа... В общем - вся работа заново. Но мы понимали, что лучше уж сделать так, чем смотреть этот клип, слушать песню и постоянно ощущать дискомфорт и какое-то неудобство".

Действительно, упорства и трудолюбия творческой "Фамилии" (таково название собственной фирмы пары) не занимать. Естественно, при такой любви к своему делу интересы Валерии и Александра Шульгина не замыкаются на каком-то одном стиле или направлении. Им любопытна самая разная музыка, и все это по-своему воплотилось в новом альбоме. Помимо уже слушанных-переслушанных (до сих пор не надоевших, однако) танцевальных песен, в альбоме есть вещи, которые могут очень сильно удивить слушателя. Это, к примеру, странная гитарная вещь "С ангелом" (Garbage встречаются с Portishead), очень стильная джазовая композиция "Мальчики не плачут", балладная "Таю". Валерии есть чем гордиться. Мне, к примеру, "С Ангелом" понравилась больше всего. И еще, быть может, "Ты где-то там" - уж очень она непосредственно спета. Но интересно, что же лично Валерии ближе, к каким песням она сама питает особую любовь?

"Все песни - это дети. Так говорят. Все песни любишь, да. Но могу сказать, что вот этот альбом - настолько мы... - Валерия не находит слов. - Вот эти песни - они настолько... - Валерия опять не находит слов, но, по-моему, уже все и так сказала. - Выстроены?.. Нет, не очень правильное слово. Настолько я их чувствую своими... Как никогда! Что касается песни "С Ангелом" - понятно, что когда зрители приходят на концерт, они хотят услышать то, что уже хорошо известно. Но для меня особенно ценно когда ты впервые поешь песню, и зал ее принимает и понимает. Как принимают "С Ангелом" - это почти то же, как принимают самые раскрученные хиты. Это удивительно совершенно!"

В разговор вступает до сих пор молчавший Александр Шульгин: "Все-таки, мы работаем в индустрии развлечений. Индустрия развлечений может быть охвачена соответствующим материалом. Но где-то внутри ты имеешь право делать то, что тебе самому нравится. Соответственно, если ты сделал какую-то часть того, что уже, скажем так, заведомо востребовано, то ты можешь сюда присоединить и то, что тебе по душе. И получается так: ага, ты купил диск, потому что тебе нравятся хиты. Но послушай: может быть, здесь есть еще что-то такое, чего ты не ожидаешь?.. Мне всегда в альбомах нравились треки номер семь, номер одиннадцать - я всегда "проскакивал" заведомый хит. Хит - это вещь идеальная, да, к которой ты уже не можешь ничего добавить. И мне такая вещь была неинтересна. Мне была интересна вещь, которой я мог сопереживать, что-то добавлять, додумывать. Вот это поле - когда ты находишь еще и внутренний диалог с людьми, которые это создавали, - гораздо интереснее. Сейчас, сейчас, зайчик, я закончу. - Это, разумеется, не про песни, а для Валерии. - Второе: все равно мы какие-то хулиганы внутри, были ими и остаемся. Все равно мы постоянно говорим друг другу: а давай так попробуем, давай так сделаем... Потому что не хочется оставаться в узких рамках. Мне кажется, это гораздо интереснее, и..."

"Зайчик" наконец устал ждать: "Можно я уже как исполнитель скажу? Что касается песни "Ты где-то там" - мне ее было очень интересно делать. Непросто, кстати. Казалось бы: не очень сложный аккомпанемент, но вот это сделать - может быть, даже сложнее, чем какую-то мудреную вещь. По сей день это одна из моих самых любимых песен. Трек, кстати, был записан с первого раза. Действительно, на одном дыхании. Это, наверное, один из немногих примеров, когда Шульгин чем-то остался доволен с первого раза. И вообще - отличительная особенность всех этих песен, которые носят "дэнсовый" характер, - их можно записать в другой аранжировке. Они от этого хуже не станут. Это - просто хорошие песни". Точку на этой теме ставит Саша: "Вы знаете, как "Метелица" "unplugged" звучит? Просто чума!.."

Не знаю. На самом деле, звучит здорово. Да и весь альбом "Глаза цвета неба" - пожалуй, самый сильный у Валерии. И, вероятно, станет самым востребованным широкой публикой. Саша и Валерия планируют концерты в "России", посвященные его выходу, а дальше - большое турне с одноименным альбому названием. На концертах в рамках этого турне Валерия будет петь и свои старые хиты, и, естественно, репертуар из нового альбома. Тем временем творческий тандем "Фамилия" уже начал работу над следующим альбомом.

"Это будут разные песни, - поясняет Саша. - но, скорее всего, периода с 50-х по 70-е годы, которые подходят под понятие "городской романс", "бардовская песня"... Мы не хотим записать новый альбом романсов, потому что мы, по-моему, из романсов выбрали более-менее все, что может подходить для современного исполнения. Отбор материала идет довольно сложный - не хочется затасканных песен, хочется найти какие-то не очень раскрытые в свое время вещи. ("И потом, на самом деле хочется окунуться немножно в другую жизнь, в другой пласт", - добавляет Валерия). Мы его не рассматриваем как коммерческий альбом. Просто есть потребность это сделать, и... опять-таки мы все это перевернем, переработаем с музыкальной точки зрения так сильно, что..." И дальше следует выразительное молчание. Думаю, многие помнят работу десятилетней давности "Побудь со мною", а уж клип "Цветы", с которого началась карьера Валерии, точно видели все. Можно себе представить, как "перевернут" "новые старые" песни Валерия и Александр на будущем альбоме. Который "может выйти в 2003 году, учитывая наши темпы работы", - с улыбкой поясняет Валерия. Что ж, будем ждать. А пока послушаем "Глаза цвета неба". Последний вопрос Валерии - традиционные "три желания": себе, своему творчеству и своим слушателям.

"Желание себе?.. Конечно, каждый человек стремится к счастью. У каждого есть стремление быть счастливым. Путем реализации своих планов, путем окружения себя какими-то людьми. Вот я хотела бы быть счастливой долго-долго. Но быть счастливой самой по себе - это, наверное, невозможно. И мне хочется, чтобы мои близкие, люди которые меня окружают, тоже были счастливы. И - избежать серьезных трагедий в жизни. Вот этого не хочется!.. Хочу пожелать, чтобы у меня в жизни ни когда не наступил период застоя. И период самолюбования - что, в принципе, равноценно. А людям хотела бы пожелать... Наверное, какого-то хорошего внутреннего душевного состояния. Даже не состояния покоя - это не всегда, наверное, комфортно, и не для всех. А положительного настроя, оптимизма. Мне кажется, что если человек настроен положительно, то ему легче воспринимать любые жизненные ситуации, любые проблемы, которые неизбежны в этой жизни. Хочется пожелать, чтобы солнце было всегда и во всем!".