Интервью из газеты "ЧАС" (Латвия)
Автор - Екатерина Певнева. Фотографии - Владимир Ольгин.

Материал прислан Dmitriy Kaunator


У Валерии и Шульгина — роман с Ригой 

На днях в магазинах M-Daile появился новый макси-сингл с видеоклипом Валерии «Рига — Москва». Обложка его полна благодарностей рижским частным и юридическим лицам. Альбом с объяснением в любви к Риге должен поступить в продажу в октябре. 


В середине июля выйдет альбом ремиксов на свежие танцевальные песни «Метелица», «Ты где-то там» и ту же «Ригу — Москву». А осенью запланирован большой концерт Валерии в перестроенном Доме конгрессов, с живой музыкой. 

А на днях в рижском «Пепси-форуме» и елгавском «Тонусе» прошли клубные концерты Валерии (под минусовку) с презентацией песни «Riga — Москва». Публика была в восторге. Довольны были и журналисты, для которых Валерия и ее муж-автор-продюсер Александр Шульгин провели пресс-конференцию в телестудии «Элегант-экспресс» и опять-таки презентовали все ту же «Riga — Москву». 

Чтобы попасть в Ригу, они захватили поезд 

Впрочем, началось рижское общение с журналистами с обсуждения курьеза. Валерия и Александр прибыли в Латвию на день позже, из-за чего концерт в Елгаве пришлось тоже сдвинуть на день. 

Александр: — В нашей творческой совместной жизни это впервые. Мы приехали в аэропорт Шереметьево, откуда всю жизнь улетали в Ригу, а оказалось, что буквально месяц назад рижский рейс перевели в Шереметьево-2. На улицах были пробки. Пока мы приехали в Шереметьево-2, самолет, видимо, уже приземлялся в Риге. Но мы частично воспитаны на культуре западных вестернов: догнали поезд, уговорили начальника поезда, сказали, что это дело межгосударственных отношений. За минуту до отхода вскочили в вагон — и вот мы здесь. 

Мы любим вас, но в Лондоне дешевле! 

— Почему «Riga — Москва», а не «Караганда — Москва», например? 

Валерия: — Во всех городах нас об этом спрашивают. А почему не о нас написали? Чем мы хуже?.. 

— Говорят, наверное: у них там нацисты и педофилы, а вы им песни посвящаете? 

В.: — Нет, такого не говорят. К Риге в России по большому счету очень нормально относятся. Нас с нею связывают давняя дружба и теплые воспоминания. 

А.: — Эта песня не могла не родиться. В юности я здесь провел год. И потом — с Ригой у нас связано столько друзей, деловых контактов, мы с Лерой бываем здесь практически раз в три месяца. Моя любовь к городу понятна, а чем связана с ним Лера? Знаете ли, за столько лет совместной жизни мои друзья стали и ее друзьями, мои враги — ее врагами. 

— Клип вы делали частично в Москве, частично в Таллине, виды города — в Риге... 

А.: — Да. И пришли к выводу, что было бы дешевле снять все это в Лондоне. 

— Говорят, вы собирались сниматься на студии Vilks Filma, как «Мумий Тролль»? Рижские ролики МТ лидируют на русском MTV... 

А.: — Мы не связывались с Виктором Вилксом напрямую, не такая это фигура. Этим занималось агентство-посредник в Риге. Клипы Вилкса мне не нравятся, русское MTV для меня — не критерий. 

Лошадь ничего не имела против! 

— Валерия, вы всегда разная, часто меняете имидж. Кто больше «повинен» в этом — вы или ваш стилист? 

В.: — Творческий процесс обоюдный, каждой женщине нравится меняться. Важно меняться в рамках представлении о самой себе. Если на меня надеть то, что не совпадает с моим внутренним состоянием, никогда на это не соглашусь! 

А.: — Когда акцент не на творчество, а на какие-то сопутствующие вещи, забывают о том, чем должен заниматься сам артист. Получается некий сборно-разборный болванчик: декорации — Борис Краснов, музыка — Игорь Крутой, костюмы — Валентин Юдашкин, стилист — Александр Чу, подтанцовки — балет «Тодес»... а кто стоит у микрофона — уже неважно. У нас конкретная задача всегда определяет конкретные решения. Есть такой анекдот: мужчина имел лошадь, лошадь ничего не имела против. 

Да — Визбору, нет — «Пупкин Дэнс»! 

— Говорят, у Валерии есть свои тайные меценаты?.. 

В.: — Есть. Есть люди, которым нравится все, что я делаю. И они вовсе не нуждаются в дополнительной рекламе. 

— Александр, все наслышаны о том, что вы один из самых крутых продюсеров в России. Но кроме того, что вы занимаетесь Валерией и еще раскручивали «Мумий Тролля» и «Мечтать», публика про вас ничего не знает. Восполните этот пробел. 

А.: — Я и моя команда проработали и составили собрание сочинений Юрия Визбора, недавно закончили проект «Лучшие песни и романсы ХХ века русских цыган». В Риге он тоже скоро появится. Это действительно лучшие цыганские песни и романсы, мы приобрели все права на них, достали все архивные записи, начиная с 1903 года, сделали большую очистку материала. Два года работа шла. Для меня этот пласт важнее, чем иметь права на группу «Пупкин Дэнс»! 

На днях выйдет альбом Жанны Бичевской. И это интересней, чем новомодные вещи, как бы ни убивалась молодежь. «Иванушки» и МТ для меня — пройденный этап, культомания. Мне от них только деньги все время капают. Визбор в России — достаточно знаковая фигура, целый культурный пласт. Займет ли такое место в истории то, что модно сейчас? 


Валерия говорила с планетой из космоса. При помощи экстрасенса Ури Геллера... 

Шульгина Валерия Юрьевна родилась 17 апреля 1968 года в городе Аткарске Саратовской области. Окончила музшколу (ф-но), Гнесинку (эстрадный вокал, училась у Кобзона и Великановой). В 89-м году познакомилась со своим будущим продюсером, автором, композитором, будущим мужем и отцом троих ее детей Александром Шульгиным. Это перевернуло всю ее жизнь. Случайно услышав Валерию в клубе, Александр с ходу предложил ей записать мейнстримовый англоязычный альбом The Taiga Symphony. Десять песен, объединенных общим сюжетом — попыткой понять душу русской девушки. 

Запись велась на студиях Лондона, Мюнхена и Москвы, в ней участвовали музыканты из Pink Floyd, Dire Straits, Pet Shop Boys, а заодно и Московский государственный симфонический оркестр. «Таежная» песня Merry Christmas to the World вошла в саундтрек телефильма культового английского режиссера Кена Рассела Alice in Russialand (1995). Для съемок клипа пригласили знаменитого экстрасенса Ури Геллера и провели сеанс связи из Звездного городка с находившимися на борту космонавтами, которые представили Валерию всей планете. Этим клипом завершалась новогодняя программа «Останкино». 


Впрочем, Валерию в своем Отечестве полюбили не за эти музыкальные заслуги, а за шлягеры «Самолет» и «Обычные дела» с не очень-то попсового в целом альбома «Анна» (назван в честь старшей дочери певицы). Русские любят, когда у звезды есть дети. Поэтому, став мамой, аристократка Валерия наконец-то сделалась понятной и простому обывателю. До этого ее холодновато уважали, как в селах уважают инженеров, в городах — американцев, а в тайге — уссурийских тигров. Очень уж непривычен нам ее образ: чудный голос и при этом — минимум светской хроники и инспирированных газетных скандалов.