Материал из июньского номера журнала "МузОбоз" за 1997 год).
Автор материала - Виталий Приходченко.

Перепечатано Владимиром Костицыным


"ЭТО МОДНОЕ СЛОВО - ПРОДЮСЕР"

Продюсер - любимое слово российского шоу-бизнеса. Мы обратились за разъяснением феноменальной популярности данного слова к человеку, имеющему к нему самое непосредственное отношение.

Любителям сплетен, скандалов и сенсаций этот материал покажется скучным, поэтому дальше его можно не читать и смело перевернуть страницу. Ну, а если вы не последовали моему совету и читаете эти строки - значит, вам интересно разобраться в природе некоторых бытующих у нас иностранных понятий. Для тех, кто недавно закончил школу, напомню, что были времена, когда мы строили светлое будущее и беспощадно боролись с любыми происками буржуазной идеологии, а иностранные слова выжигались из нашего лексикона каленым железом. Но на светлое будущее нам не хватило стройматериалов, а буржуазная идеология оказалась жизнеспособнее наших пятилеток, на смену народу пришел электорат и наступил великий маркетинговый период.

Нам стало трудно общаться на родном языке и, мы начали активно заимствовать иностранные слова и целые выражения.

Иностранцы словесной интеграции обрадовались, как дети. И здесь вдруг выяснилось, что хотя в разговоре мы употребляем одни и те же слова - говорим мы на разных языках, потому что любое слово, попавшее на российскую почву, наполняется особым, нам одним понятным смыслом. Исключением не стал и российский шоу-бизнес, у которого любимым заимствованием стало слово ПРОДЮСЕР.

Отар Кушанашвили с завидным постоянством со страниц различных изданий сообщает нам, что продюсер Евгений Фридлянд с блеском устроил концерты В.Меладзе в "Олимпийском". Журналист из Питера Михаил Садчиков заверяет читающую аудиторию, что устроителями концерта Филиппа Киркорова в Нью-Йорке были продюсер Влад Лавринович и ТВ-канал "RTN". Изучив творчество этих и других авторов, наиболее восприимчивая часть читающей аудитории на вопрос: "Кто является устроителем концертов или гастрольных туров артистов?", без запинки ответит: "Продюсер".

К кому же обращаться за разъяснением феноменальной популярности данного слова, как не к человеку, имеющему к нему самое непосредственное отношение. Александра Шульгина называют продюсером, хотя гораздо больше времени и сил у него отнимает руководство одной из крупнейших у нас в стране студии грамзаписи - "Бекар Рекордз", известной многим под торговой маркой "Рек-Рекордз". Как продюсер он выступил почти на всех пластинках Валерии, а также продюсировал первую пластинку группы "Мечтать".

Александр Шульгин - один из образованнейших шоу-бизнесменов России прозападной формации. Он принадлежит к малому числу людей, определяющих пути цивилизованного развития отечественного музыкального рынка. Хотя, как считают многие, опережает общую ситуацию развития шоу-бизнеса в России лет на пять. Питает утопические планы к концу нынешнего года поднять планку качества аудио-визуального ряда на нужную высоту и, тем самым отсечь в этом бизнесе "браконьеров". Друзья в шутку называют его "эстетствующим занудой" за последовательность, точность и логичность. Он обособленно стоит в российском шоу-бизнесе, который еще не обрел цивилизованных форм и держится на весьма эмоциональном уровне, на чисто русском "я хочу".

Музыкой увлекается с детства, хотя специального музыкального образования не имеет, был директором группы "Круиз", потом - певицы Валерии.

Что означает слово ПРОДЮСЕР у НИХ, можно узнать, открыв любой толковый словарь. Дословный перевод английского слова PRODUCE означает производить. Соответственно ПРОДЮСЕР - это человек, который что-либо производит. А если есть производство - значит есть и конечный продукт.

Конечным продуктом кинопродюсера является фильм, телевизионного - ТВ-программа, театрального - театральная постановка, шоу-продюсера - постановочное шоу. Есть продюсеры видеоклипов и т.д., но все эти понятия относятся к шоу-бизнесу в целом, а что касается музыки, то здесь продюсер - это человек, который имеет право сказать: "Это я сделал эту песню, этот альбом". Сидя в студии, он "делает" звук, придумывает, как должен звучать вокал, каким должен быть темп. Он определяет, как должны звучать барабаны, гитары. Решать все то, что потом будет являться фирменным, оригинальным, всегда узнаваемым звучанием того или иного музыкальногго коллектива или исполнителя. Примеры: Джо Мартин придумал звук "Beatles", а гениальный Джефф Линн - ни с чем не сравнимое звучание "Elektrik Light Orchestra", а Брайан Ино - звук "U2".


Александр, вы несколько лет проработали в западном шоу-бизнесе, что, у них тоже существует такая же путаница со значением слов? Или это наша национальная особенность?

Нет, это происходит только у нас. Мы исказили все понятия не только в шоу-бизнесе. Виной всему - наше незнание. Я прекрасно помню то время, а это было в 89-90 годах, когда люди сидели и думали, как бы себя назвать. Администратор или менеджер - это что-то непонятное. Импрессарио - слишком закручено. А вот продюсер - красиво звучит. То, что нельзя называть плотника кузнецом, потому что это элементарная подмена понятий - все забыли. "Вот мой продюсер", - можно услышать сегодня на каждом шагу. При этом, что он продюсирует - зачастую остается загадкой.

На Западе хорошо развит институт продюсерства, у нас же его попросту нет. Что же позволило прижиться у нас данному слову?

Упорное желание отдельных менеджеров, чтобы их величали красивым словом "продюсер". Несколько раз они публично назвали себя продюсерами, а наши масс-медиа, не очень подкованные в музыке вообще, а в терминологии и подавно, охотно подхватили некое новое слово и стали активно употреблять в своих статьях и музыкальных комментариях. Дошло до курьезов - в "Закон об авторских правах" данное слово попало в искаженном виде.

Кем же в действительности являются люди, которых у нас называют продюсерами?

Менеджерами. Артист или человек, который только собирается стать артистом, должен нанять на работу менеджера или организацию (менеджмент-компани), которому или которой он поручает выбрать (администрировать) всех тех, с кем им предстоит работать. Артист может делегировать менеджеру свои права на принятие самостоятельных решений по всем вопросам, или они могут решать эти вопросы коллегиально. Менеджер (или менеджмент-компания) принимает самые разнообразные решения: какой стилист будет отвечать за имидж артиста, кто будет ответственным за вокал и постановку танцев. Самое ответственное решение - это выбор фирмы грамзаписи, с которой предстоит работать и, конечно, решать множество вопросов - кто и где будет заниматься записью фонограммы и кого из продюсеров на данную запись приглашать; кто будет снимать видеоклипы, а кто - заниматься гастролями. Менеджер берет на себя и технико-экономические функции.

Сам менеджер ничего не производит, он управляет, выбирает и принимает решения, кто и что должен делать. Даже когда менеджер "делает" оригинальный звук для фонограммы, он все равно остается менеджером, который выступил как продюсер только на определенной песне или же альбоме.

У нас есть продюсеры в полном смысле этого слова - это прежде всего Игорь Матвиенко ("Любэ", "Иванушки Int."), Олег Сальхов ("Моральный кодекс"), Максим Фадеев (Линда).

- Если мы столько времени не можем разобраться с давно существующим понятием и определить значение данного слова, не проще ли будет найти русский эквивалент?

Наверное, это возможно. Но так как мы с удовольствием смотрим MTV и слушаем западную музыку, пытаемся вести некую деловую переписку с Западом и обмениваться информацией, то для этого необходим язык, который будет понятен всем.