Журнал "Калейдоскоп" (№32-п (290) август 1997 г). Автор - Михаил Садчиков. Перепечатано Дмитрием Левшиным


ВАЛЕРИЯ: Я НЕ МЕНЯЛА "ФАМИЛИЮ"...

Еще раз о певице, которую ждали

Когда пять-шесть лет назад Валерия появилась на большой эстраде, то ее широко разрекламированный имидж "певицы, которую ждали" вызвал противоречивые оценки. Часть экспертов и рядовых зрителей отнеслись к дебютантке весьма иронично, не ожидая от нее многого, предсказывая судьбу звездочки на один-два сезона.

Но так полагал тот, кто не был знаком ни с самой Валерией, ни с ее продюсером и мужем Александром Шульгиным. Они сумели заставить уважать себя и свое дело. Вслед за англоязычным рок-поп-альбомом последовал диск современных версий классических романсов, а затем альбом эстрадных шлягеров "Анна". Не так давно на прилавках аудиомагазинов появился новый альбом Валерии "Фамилия", не отставляющий сомнений в высочайшем профессионализме и многоплановости певицы. Ее сольные концерты в "Октябрьском" зале в сопровождении группы "СВ" были превосходными по живому звуку, по разнообразию репертуара.Thumbnail

Не менее содержательно сложилась личная жизнь певицы. Не снижая творческих темпов, она успела стать мамой двух очаровательных малышей - Анны и Артема.

Сегодня Валерию никак не назовешь модной героиней, однако ее судьба вполне оправдывает громкий аванс: певица, которую ждали...

Самый правдивый имидж

- Валерия, кто "лепил" Ваш имидж?

- Первое время им занималась германский стилист Никола Стефанос. Мы с ней слушали музыку, общались, она смотрела, какая я не только "снаружи", но и "внутри". А потом давала свои рекомендации, причем отталкивалась от того, что комфортно мне. Ничего не было навязано - просто чисто профессиональные советы, рекомендации, коих я по сей день придерживаюсь. Теперь у меня есть и свой визажист, и свой парикмахер...

- Но ведь Ваш имидж изменился. Заход был в самом начале на куда более пафосную певицу, а затем Вы становились все проще...

- Всему свое время. Я изменилась за это время. Если бы сегодня я выходила на сцену такой же, как пять лет назад, - это было бы неправдой. За эти годы много что произошло. С появлением детей у любой женщины все меняется внутри. К тому же год-полтора назад я пришла к вере, я знаю, что необходимо мне. Поэтому внешний блеск, лоск для меня нынче значит много меньше, чем раньше.

"На свой загородный дом не жалуюсь"

- Событий действительно много: появление детей, появление своего ансамбля ( Валерии удалось собрать под свои знамена лучших в России рок-инструменталистов - группу "СВ". - Прим. М.С.), появление своего загородного дома...

- Дом? Ну какое событие - дом? Это же быт.

- Многие люди идут к своему дому годами, десятилетиями, мечтают об этом..

- И тем не менее я не думаю, что это дает душе больше или меньше свободы.

- Ваш дом большой, красивый?

- Мне нравится.

- Дом, достойный звезды?

- Мне нравится. Не жалуюсь.

Бедные богатые дети

- Ну а как же дети Ваши? Маму не видят - Вы все на гастролях... Так еще и папа целыми днями вдали от дома (Александр Шульгин - известный продюсер, хозяин фирмы "Rec records", выпускающий аудиоальбомы многих звезд нашей эстрады. - Прим.М.С.)...

- Действительно, бедные дети! Но это я так шучу... Я не могу сказать, что они прямо так маму не видят. Моя обычная норма - семь-восемь концертов в месяц. Это как раз то количество выступлений, которое можно давать безболезненно для интересов семьи. Уезжаю на два-три дня - ничего страшного. Летом часто беру их с собой. Дети уже знают, что такое мамина работа.

- На концерты Ваши они ходят?

- Бывает. В Москве, в Сочи и даже в Иркутске ( в Сибири живут родные А.Шульгина. - Прим. М.С. ) На съемки их беру. Спрашивают: "Мама, какого цвета твоя работа?" Говорю: Посмотрите, потом сами скажите!"

- Ну а Ваше мнение: какого цвета?

- Разноцветная она.

- По ТВ они маму тоже смотрят?

- Для них это так естественно, что маму по телевизору показывают, в журналах ее фотографии...

- Я вот думаю: какие же могут быть дети у такого союза, как Александр Шульгин и Валерия? Явно - замечательные, особенные!

- В таком возрасте дети все очаровательны, талантливы. Я тут недавно сняла детей на видеокамеру. Тема поет какие-то фрагменты, в том числе из "Хризантем": слух хороший, слова еще плохо произносит, но с мелодией все нормально. Аня же у нас как акын: что видит, то и поет, и делает это настолько забавно. Причем не хочет петь какую-то песню, а говорит: "Буду петь свое!" и тут же с ходу импровизирует и в мелодии, и в тексте. У нее самый творческий период.

- Какие у них характеры?

- Уже сейчас - уникальные!

- В детстве они будут купаться в роскоши?

- Стараюсь не баловать детей. Я в плане воспитании более строгая, чем Саша. Не то чтобы папа - ласковый, а мама - жесткая. Просто так случилось. Я не позволяю детям излишеств, считаю, что это не нужно, это плохо, это вредит здоровью, характеру. А папа настолько их обожает (Валерия улыбается. - Прим.М.С.), что у него единственная радость их побаловать.

- Как он их балует?

- Это невозможно! Если с работы приехал, обязательно должен привезти какой-то подарок. Они просят и меня, и папу: "Не уезжай на работу!" Папа говорит: "Я вам подарок привезу!" А они: "Да не надо нам подарков - только не уезжай!" Вот это хорошая черта! Потом они сто раз скажут спасибо за подарок. Это так греет...

В школу за тридевять земель

- И тем не менее, они будут жить в счастье, достатке, а потом уедут учиться куда-нибудь в Англию или Америку...

- Это еще неизвестно. Честно говоря, даже боюсь думать на школьную тему. Сейчас, во всяком случае, себе этого вообще не представляю: как бы смогла отправить ребенка одного за тридевять земель?! Мне кажется, и здесь можно получить нормальное образование. Просто там более благоприятная атмосфера, но, кто знает, что дальше будет...

"Пою, а не демонстрирую вокал"

- У меня такое ощущение, что в новых песнях Вы сдерживаете свой вокальный потенциал.

- Мне кажется, могу себе это позволить. Мне не нужно доказывать, что у меня голос есть.

- Но новые поколения зрителей могли и не слышать Вас пятилетней давности.

- В "Фамилии" есть номера, где можно развернуться, попеть.

Над замыслом слезами обольюсь...

- Какие творческие проблемы мучают Вас сейчас?

- Одна из проблем такая: есть зарисовка, есть замысел, есть песня. Потрясающий замысел! И хочется воплотить его так же, как себе его представляешь. Но практически никогда этого не удается! Я, кстати, разговаривала об этом со многими своими коллегами. И у них на пути что-то постоянно теряется. И как добиться этой идентичности? Именно об этом мы думали, работая над альбомом "Фамилия".

- Почему Вы не придерживаетесь обычного для звезд графика: альбом в год. У Вас же выходит: альбом в два года.

- Я считаю, некуда торопиться. Материал должен быть тщательно отобран. У нас было огромное количество песен: уже саранжированных, наполовину записанных, а потом начался жесткий отбор.

- Ходили слухи, что альбом так долго не выходил, потому что у Вас имеются конфликты со спонсорами из могущественной компании BASF...

- Ерунда! Мы подписали с "Басфом" новый контракт.

Не в деньгах творчество

- Я так понимаю, что вопрос зарабатывания денег любым путем, проблема выживания для Вас не стоит так остро, как перед другими исполнителями...

- Пожалуй, да.

- Но все-таки: то, что Вы зарабатываете, Вы тратите на себя или у Вас общая семейная казна?

- По-разному случается. Нет смысла разграничивать: вот, мол, сейчас я заработаю и потрачу или: вот возьму из семейной казны. Никто ничем не ограничен.

- В этом Ваш проект принципиально отличается от большинства других, где главный движущий мотив - стремление заработать?

- Из-за того, что люди спешат заработать, потом вложить и снова заработать, теряется многое.

- Хотя в чем-то ситуация гонки имеет и свои плюсы: артист постоянно в форме, все время готов к борьбе...

- Я не могу сказать, что мы живем расслабленно, а деньги падают с небес...

Фонограмма - это ужасно неудобно...

- Валерия, интересно, какие чувства испытывает артист, работающий живьем, с лучшими музыкантами, - к фонограмщикам?

- Все-таки это немножко нечестно - работать под фонограмму.

- "Множко"!

- Да, мягко сказано - "немножко". Все равно, это какой-то обман зрителя. Ну зачем тогда все это?! Я вообще не представляю, как можно работать под фонограмму. Я не кокетничаю! Мне кажется, это настолько сложно: если ты не поешь, то как ты можешь вложить эти чувства? Кроме того, нужно ведь идеально совпадать со своей артикуляцией - ты должен думать еще об этом. А вдруг что-то откажет?!

- Ходили же разговоры о том, что готовится закон о запрещении работы под фонограмму...

- Я о таком законе не знаю, но в принципе я была бы за это. Концертный вариант у нас совершенно по-другому, чем на альбоме, звучит и при этом постоянно меняется. Так как же колесить, гастролировать и рот разевать под одну и ту же фонограмму на протяжении двух-трех лет подряд?..

- Я беседовал на эту тему с мудрым Александром Розенбаумом - так он считает, что ничего не надо запрещать, а нужно просто приписочку делать на афишах: "Концерт идет с использованием фонограммы". И если публика хочет обманываться, то это ее дело...

- Кстати, многие декларируют, что якобы работают живьем, ставят груды аппаратуры, а потом включают дат-кассету или мини-диск.

- Порой артисты говорят: да, я в вашем городе пел под фонограмму, потому что мне выставили ужасающую аппаратуру. Вам приходилось использовать такую тактику?

- Это все отговорки. Это все несерьезный, непрофессиональный разговор.

Михаил Садчиков
Фото Славы Гурецкого